Новости       Денис Кораблев       20.03.2020 14:36      

Киноблог. "Магомаев"

10 марта 1974 года в Колонном зале Дома Союзов ведущая Светлана Моргунова объявила очередной концертный номер: «Песня ЛеннОна и Маккартни — Вчера». (Именно так, ЛеннОна). После этого зазвучал хорошо знакомый в Советском Союзе баритон Муслима Магомаева. Это был юбилейный сольный концерт артиста и первое исполнение песни битлов в нашей стране. По крайней мере, первое официальное исполнение. Почему именно Магомаеву выпала честь внести немного западной поп-культуры в консервативное советское общество? На это есть две причины. Во-первых, Муслим был самым популярным певцом страны, а во-вторых, позволял себе спорить с чиновниками при утверждении репертуара. На протяжении почти 30 лет не было артиста более влиятельного на эстрад,е и даже сегодня, когда многие уже и знать не знают, кто это такой, фигура Магомаева остается почти священной. Возможно, именно трепет перед наследием певца не позволил Первому каналу снять сериал про человека, и на экраны вышел сериал-пенегирик «Магомаев». 

Хорошо, вот вы замахнулись на биографию человека такого масштаба, а деньги-то у вас есть? А сценарий? А актеры? Увы, ничего, кроме трепета у авторов не оказалось. Безусловно, Муслим Магомаев в целом был фигурой положительной, не устраивал публичных скандалов, не впадал в звездные истерики с погромом гостиниц, в общем, вел традиционный образ жизни советского человека. Только артиста. Однако, как и у большинства творческих людей, его жизнь состояла из взлетов и падений, а за его публичной сдержанностью скрывался вполне живой и эмоциональный человек. В частности, Магомаев со скандалом разошелся со своей первой супругой, оставив той в наследство дочь. Да и со второй женой Тамарой Синявской отношения всегда были непростыми, еще бы, две творческие глыбы, какое тут спокойствие. Регулярные споры и демонстрация характера министру культуры Фурцевой и ее замам. Все это было в жизни Магомаева, и это ни сколько не вредит его репутации, напротив, делает его роднее и понятнее обычным людям, которые любили певца в том числе и за это. Но продюсер Данила Шарапов ничего про это не знал и не мог знать, не застал, а если бы ему и рассказали, не захотел бы показывать. Шарапов, почему-то, решил поставить Магомаеву памятник, не такой, к каким мы привыкли, а в виде столба. 

Ничем иным, кроме как подделкой новый сериал Первого я назвать не могу. Уже в первой серии грубейший ляп. Якобы, после победы на фестивале в Сопоте Магомаева уговаривают начать выступать в парижской «Олимпии», мол, это как Оскара получить. Вот только в Сопоте Магомаев не побеждал, а получил поощрительную первую премию, а в «Олимпии» он уже с успехом выступал до этого. Далее авторы представляют Муслима как некую жертву режима, и только его популярность и важность для простого советского народа не дает возможности кровавым гебистам его прогнуть. Однако Магомаев был патриотом, его не нужно было заставлять любить партию, да и гебисты искренне обожали певца, в частности Юрий Андропов был его большим поклонником. Именно по этой причине Магомаев мог спорить с аппаратчиками и выкручивать им руки до определенного предела, конечно. 

Ну и актеры. То, что на экране снова Милош Бикович, тут как-то оправдано внешним сходством, ну чего там, азербайджанец и серб, близнецы просто. Но отдадим должное, Бикович смог сыграть того самого Магомаева. А вот Ирина Антоненко в роли Тамары Синявской вообще никуда. Вместо волевой и целеустремленной женщины — размазня, разве только красивая. И, как вишенка на торте, общие планы. Там, где место действия концерт, декораторы поработали, придраться трудно, но как только начинаются общие планы, хочется плакать. Изъяны сцены встречи Магомаева на вокзале не просто заметны, они бросаются в глаза, уровень эффектов достоин роликов на youtube, но никак не Первого канала. По итогу, сериал «Магомаев» получился проходным. И главная его проблема в том, что масштаб фильма не соответствует масштабу его героя. «Магомаев», лучше слушать, чем смотреть.