Кино       Денис Кораблев       15.05.2020 15:40      

Киноблог. "Миссис Америка"

Современный мир с некоторой натяжкой можно назвать миром победившего феминизма. Постепенно на второй план уходят ролевые модели мужчин и женщин, уступая место унификации, в обществе активно обсуждают внедрение фемминитивов, типа докторка и профессорка, а движение metoo устанавливает новые формы поведения. Все это первые результаты так называемого феминизма третьей волны, который, по идее, должен окончательно стереть границы между мужчинами и женщинами. Однако, чем дальше заходят идеи радикально настроенных борцов за права, тем более ожесточенное сопротивление они получают в ответ. Если первая волна в лице суфражизма практически не встречала противников, то уже вторая столкнулась с реакцией, причем с реакцией в своих же рядах. Центром возродившегося движения были Соединенные Штаты Америки. Там равенство мужчин и женщин перед законом не было закреплено в конституции. Это стало новой целью феминисток 60-х годов, и они не смогли добиться ратификации поправок. Не смогли до сих пор. То есть формально мужчин и женщины в США не равны перед законом. Забавно, правда? Кто же стал причиной провала? Возможно, какие-то чопорные дядьки в костюмах? Нет. Остановила вторую волну феминизма женщина, Филлис Шлэфли. Именно об этой консервативной даме рассказывает новый сериал канала Hulu «Миссис Америка».

Так как сюжет шоу биографический, то его описание легко заменит история самой Шлэфли. Не будем вдаваться в дебри, сразу начнем с того, что она изначально придерживалась консервативных взглядов, которыми активно делилась со своими слушателями в Иллинойсе. Так она и осталась бы в безызвестности, если б не случай. В 1964 году республиканская партия планировала утвердить в кандидаты в президенты довольно либерального Нельсона Рокфеллера, из той самой семьи. Однако делегаты накануне голосования получили по экземпляру памфлета Шлэфли «Выбор не эхо». Брошюрка произвела небывалый эффект, и Рокфеллер проиграл, а книжечка мгновенно разошлась по всему консервативному сообществу США едва ли не как политическая библия. Филлис мгновенно стала знаменитостью и лидером консервативного движения штатов. Ну а следующий шаг, который позволил ей попасть в историю, это борьба с той самой поправкой в конституцию.

Надо отметить, что феминизм второй волны еще не был настолько радикален, как сейчас, таким был и антифеминизм во главе с Филлис. Достаточно лишь привести несколько ее цитат, чтобы вы поняли, почему к ней прислушивались не только политики, но и простые женщины. Например, право женщин на труд привело к падению заработных плат, меньше платили не только вышедшим на работу женщинам, но и стали платить меньше мужчинам из-за роста конкуренции. В итоге, как справедливо заметила Филлис, если раньше женщине хватало на все необходимое одной зарплаты мужа, то теперь работать вынуждены оба. Закрепление равноправия мужчин и женщин в конституции, опять же по справедливому замечанию Шлэфли, могло бы привести примерно к тому же эффекту. Вместо расширения прав произошло бы их сокращение, в частности, выплаты алиментов, которые тогда полагались только женщинам, и обязанность служить в армии. Самих же феминисток Шлэфли называла не иначе как: «свора ожесточенных женщин в поисках конституционного лекарства от своих личных проблем».

Сегодня личность Филлис Шлэфли окрашена в негативные тона, ее деятельность воспринимается едва ли не как преступление. Сериал «Миссис Америка», увы, следует этому клише. Шоу демонстрирует борьбу феминисток с консерваторами глазами первых, что автоматически представляет Филлис в образе антигероя. Удивительно, что и роль Шлэфли досталась убежденной феминистке Кейт Бланшет. У меня есть все основания сомневаться в том, что она полюбила своего персонажа, прежде чем приступить к съемкам, а потому и воплотила Филлис как идейного врага- антигероя. И сделала это, как обычно, очень талантливо. В итоге вместо вопроса: «А действительно ли мы этого хотим?», который и стал ключевым в конфликте консервативных женщин и феминисток в 60-х, сериал утверждает: «Хотим! А все кто против – злодеи». Это крайне примитивный и банальный месседж для вывода из баталий середины прошлого века. Но таково современное либеральное общество, которому явно недостает интеллекта своих предшественников. «Миссис Америка», мини-сериал канала Hulu, уже доступен в сети.