Кино       Денис Кораблев       24.04.2020 15:45      

Киноблог. "Побег из Претории"

9 Мая не только мы с вами празднуем День Победы, аналогичный праздник, только более молодой, отмечают многие жители ЮАР. Именно в этот день в 1994 году на пост президента этой страны был избран Нельсон Мандела, что автоматически означало конец тянувшегося десятилетиями апартеида. Сам по себе термин означает разделение и в контексте Южноафриканской республики конкретно разделение черных и белых. Представители двух рас должны были проживать отдельно друг от друга в определенных зонах и посещать территорию соседей могли только по специальным пропускам. Конечно же, данный режим подвергался критике со стороны международного сообщества, но правительству ЮАР было плевать. Такое положение дел не устраивало и некоторых жителей самой страны, как ни странно, не только черных. Для белых левых, которые боролись с апартеидом была устроена специальная тюрьма для политзаключенных — Претория. Место считалось невероятно надежным, но и из него удалось сбежать троим зэкам. Об этом побеге вышел относительно свежий фильм. Называется довольно простенько — «Побег из Претории». О чем картина, и почему она может быть вам интересна, я и расскажу сегодня.

Главных героев двое, Тим Дженкин, он кстати лично сыграл небольшую эпизодическую роль, и его соратник Стивен Ли. Увы, третье действующее лицо побега Александр Мумбарис в картине заменен на вымышленного Леонарда Фонтейна, хотя биография оригинального беглеца была передана верно. В общем, Дженкин и Ли попали в тюрьму, получив 12 и 8 лет соответственно за распространение листовок. Необычайно суровое наказание для 1978 года, но оно было показательным. В тюрьме ребята знакомятся с товарищами по борьбе с режимом и непосредственно с Фонтейном решаются на побег. Всевозможными ухищрениями Ли, Дженкинсу и Фонтейну удается изготовить деревянные копии ключей камер, а также приспособления, позволяющие открывать двери снаружи. В течение почти полутора лет они готовили побег и в итоге смогли улизнуть. Звучит простенько, но, конечно, в реальности, как и в самом фильме, побег и правда получился красивым.

Реальные Дженкин и Ли продолжили свою борьбу с апартеидом, правда уже за пределами ЮАР. Победили, как известно. Правда, ситуацию к лучшему это не изменило. Черное население, получив право свободно перемещаться в собственной стране, хлынуло в центр Йоханнесбурга, откуда тут же на окраины сбежало белое население. В итоге центральная часть столицы превратилась в трущобы, а окраины обзавелись дорогими коттеджами с колючей проволокой по периметру. Идеальное сосуществование не состоялось, белые и черные

просто поменялись местами, при этом сохранив свои социальные статусы. Жизнь показала, что апартеид не в законах, а в головах. Между черным и белым населением Африки культурная пропасть, преодолеть которую удается не многим. Дело вовсе не в цвете кожи. Греки разорили минойскую цивилизацию, а германцы разрушили Рим. И все они были белыми. Невозможно законами или просто по желанию изменить естественный ход истории. Рано или поздно равенство в ЮАР действительно станет состоявшимся фактом, а не формальностью на бумаге, как сейчас, но для этого нужно сделать еще много работы.

Сам же фильм «Побег из Претории», не смотря на очевидные проблемы в современной ЮАР, снят так, словно авторы все еще прибывают в утопии, мол, разрушим барьеры, и страна сразу зацветет. Что Дженкин, что Ли находятся в плену собственных убеждений и не готовы рассуждать рационально. К счастью, в картине не так много политики, она все же про побег. И если фокусировать внимание исключительно на механику, то фильм получился вполне и интересным и напряженным. Как минимум, скоротать вечерок пойдет. «Побег из Претории» (16+), ищите у добрый людей в сети. И оставайтесь дома.