Кино       Денис Кораблев       20.03.2020 16:24      

Киноблог. "Тайная Жизнь"

Чем ближе к торжественной дате 9 Мая, тем больше в кинопрокате фильмов, так или иначе касающихся темы Второй мировой в целом и Великой Отечественной войны в частности. Если говорить про отечественный кинематограф, то он, как и прежде, соревнуется с Голливудом относительно вклада в Победу. Большая часть картин носит нарочито пафосный характер и демонстрирует гордость за предков. Как-то я уже говорил о том, что в этих соревнованиях российское кино проигрывает, благодаря многочисленным картинам с самобичеванием. В них героев почти нет, одни предатели и злодеи. Но пока оставим в стороне кинематограф победителей, что с проигравшими? А к ним, безусловно, можно отнести почти все европейские страны и в первую очередь Германию и Австрию. Удивительно, но тон произведений кинематографа в них постепенно меняется. К счастью, оправдывать нацизм они пока не начинают, но ведут активные поиски тех персонажей, которые демонстрируют отторжение фашистской идеологии, мол, посмотрите не все мы были такими, и вообще мы, на самом деле, были против. Одним из таких людей был Франц Егерштеттер, часть его биографии легла в основу нового фильма – «Тайная жизнь».

Франц родился в небольшом городке Санкт-Радегунд в Австрии. Его отец погиб на полях Первой мировой, но мать смогла второй раз выйти замуж. Юноша воспитывался в атмосфере христианской добродетели и, в отличие от большинства, действительно следовал тому, что пропагандировала католическая церковь. Радегунд – это очень небольшой поселок в живописном месте. Здесь все знают друг-друга, и трудно одну семью отделить от другой, пожалуй, классика провинциальной жизни – все всё делают вместе. Вместе ходят в церковь, вместе гуляют на свадьбах, вместе переносят тяготы посевной и уборочной. И точно так же все вместе идут на плебесцит голосовать за аншлюс Австрии и Германии. Все, кроме Франца. Он голосует против. Более того, когда его призывают в армию, он демонстрирует всем своим видом, что не приемлет ни новый режим, ни идеологию, ни самого фюрера. Итог для Егерштеттера закономерен. После отказа вступить в ряды Вермахта его судят и приговаривают к гильотине. Не менее печальна судьба его семьи, которая в один момент превратилась в изгоев. Лишенной мужа женщине никто не хочет помогать, а детей закидывают грязью. Они предатели в глазах односельчан, тех, кто в полной мере осознает, что делает, чтобы спустя несколько лет заявить, что их одурманили, и они никакие не нацисты.

Как бы не старался европейский кинематограф заявить, что, мол, не все поддерживали Гитлера, у него получается ровно наоборот. Франц был одиночкой. Да, в лагерях сгинуло не мало противников фашистского режима, но все они капля в море. «Тайная жизнь» – прекрасная иллюстрация этого. На весь поселок нашелся только один противник аншлюса. Один на сотни, а то и тысячи. Это сейчас все чаще говорят, что все не так однозначно, католическая церковь причисляет Франца к блаженным мученикам, а тогда та же католическая церковь, не смущаясь, подписала конкордат и во всем покрывала фашистов. Покрывала ровно до осознания закономерного конца нацистского режима.

С художественной точки зрения фильм «Тайная жизнь» – прекрасен. Режиссер Терренс Малик выжимает из этой трагичной истории все, что можно. Великолепные виды австрийской природы, уютный и по-настоящему домашний городок, немного отдающий средневековьем, персонажи яркие, понятные. Все на своих местах и четко работает на основную идею – наши дела не так скверны только потому, что рядом с нами незаметно и честно жили такие люди, как Франц Егерштеттер. Может это и правда, но вот беда, почти все такие люди сгинули в безвестных могилах, а о морали нам рассказывают те, кто их в эти могилы отправлял. Лично я вижу в этой картине именно это. Вижу не просто торжество зла, а циничность и трусость. Как только ветер подул в другую сторону, все жители австрийского Радегунда мгновенно начали каяться. Что будет, если ветер снова переменится? Найдется ли среди них новый Франц Егерштеттер? «Тайная жизнь», история одного доброго человека. В кино с 19 марта. 16+