Кино       Денис Кораблев       27.03.2020 15:38      

Киноблог. "Тоннель"

По мере роста возможностей CJI «Голливуд» все активнее и активнее снимал фильмы-катастрофы. Наметилось даже что-то вроде соревнований, у кого разрушения получатся большего масштаба. Точку в гонке поставил Роланд Эммерих, выпустивший в 2012 году фильм «2012». Там катастрофа приобрела настолько огромные размеры, что для следующего сюжета просто нечего было предложить. Ну на самом деле, что может быть зрелищнее, чем разрушение целой планеты. Однако жанр фильма-катастрофы вовсе не предполагает уничтожения половины человечества, достаточно запереть небольшое количество людей в тоннеле и поставить их жизнь под угрозу. Именно такую картину сняли в Норвегии, и на этой неделе у нас есть возможность ее посмотреть. Итак, «Тоннель: Опасно для жизни».

Есть такое расстройство, называется тубуфобия, это боязнь тоннелей. Встречается она нечасто, однако каждый из нас испытывает некоторый дискомфорт, когда въезжает в тоннель, кто-то больший, кто-то меньший. Базируется этот страх на боязни обвала, однако, как показывает практика, автомобильные тоннели страдают в первую очередь от потопов и пожаров. Норвегия страна горная, и там куча дорог проходят сквозь них, поэтому режиссеру

Полу Ойе было не трудно подобрать наиболее жуткий в качестве натуры. Сам же фильм, как повествуют титры, основан на реальных событиях, и отчасти это правда. 7 лет назад в Гудвангенском тоннеле произошел пожар, в результате которого пострадали не меньше 75 человек, причем далеко не сразу удалось их эвакуировать. Здесь же Ойе добавил еще и снежный обвал, заперев своих персонажей в ловушку. Без жертв не обойдется, но это не ключевая часть фильма, главное в «Тоннеле» — это страх.

Норвежцы всегда умели создавать напряженные и немного пугающие фильмы. Это прямо какая-то характерная черта всего скандинавского кино. Но здесь Пол Ойе не ограничился национальными особенностями и пошел дальше, представив нам в принципе традиционный фильм-катастрофу с норвежским пейзажем. В самом начале мы знакомимся с основными действующими лицами. Кто-то из них в дальнейшем погибнет, кто-то спасется, а будут и те, которые станут героями. Итак, в тоннеле начинается пожар, единственный оставшийся выход завален, начинается паника. И вот тут Ойе мастерски показывает то, как ведут себя обычные люди, оказавшиеся в безвыходной ситуации. Они в страхе начинают метаться, рациональность действий множится на ноль, и все их поступки делают хуже только им самим и окружающим. Так же с максимальным реализмом режиссер подошел и к демонстрации работы спасателей. Например, оператор не сразу реагирует на сообщении о катастрофе, ожидая подтверждения, а специалисты стоят возле входа в задымленный тоннель, ожидая команды сверху, это при том, что каждая минута на счету, но без приказа они ничего не могут сделать.

Конечно, в «Тоннеле» не обошлось и без личной драмы, и на мой взгляд, в некоторых случаях Ойе заигрался выдавливанием слез из зрителей. Все это в какой-то степени должно было компенсировать локальность катастрофы и небольшой размах происшествия. Да, если вы ждете тонны взрывов, разлетающихся в разные стороны автомобилей и кучу компьютерной графики, то в «Тоннеле» вы этого не увидите. Не будет здесь и героя-одиночки Сталлоне, ведущего к спасению небольшую группу людей, как это было в «Дневном свете». Но не смотря на это фильм получился довольно напряженным и интересным. Герои симпатичные, атмосфера гнетущая, драматизм присутствует, а что еще вам нужно от европейского кино? «Тоннель: Опасно для жизни», смотрите с 26 марта. 16+