Кино       Денис Кораблев       28.02.2020 15:29      

Киноблог - Яга кошмар темного леса

Пожалуй, один из самых известных персонажей славянского фольклора — это Баба-Яга. Она появляется в сказках и южных, и западных, и восточноевропейских славян, причем функции этой старушки меняются от местности к местности. Так, например, изначально Яга — это злой персонаж. Само ее имя восходит к древнеславянским «ужас» или «злоба», где-то она занимается похищением детей, где-то просто ведьма, а где-то проводник в царство мертвых. Общее же у нее одно — Яга — хозяйка леса. Если говорить о восточнославянской мифологии, которая по понятной причине нам ближе, то здесь старушка является частью обряда похорон. Бабка выступает проводником, а ее домик на курьих ножках — воротами в загробный мир, он же Тридевятое царство. Банька — омовение, а угощение — поминальная трапеза. Что до запекания детей в печи, то это, вероятнее всего, воспитательный элемент, появившийся в сказках, мол, нечего вам, детишки, в лес ходить, поймает Яга и съест. Да и сам процесс запекания детей славянам был известен давно. Правда, никто не людоедствовал. Младенцев заворачивали в тесто и клали в теплую печь чтобы, так сказать, доготовить, если ребенок родился недоношенным или хворым. Последний раз такой обряд был зафиксирован аж в 1942 году, и все окончилось хорошо.

 

Иногда Баба-Яга выступает положительным персонажем, но такое случается редко, чаще старуху вспоминают тогда, когда речь заходит о детях, лопате и печи. Режиссер Святослав Подгоевский уже несколько раз обращался к фольклору, снимая свои фильмы ужасов. Конечно, в его работах древние сказания - лишь точка опоры для сюжета, сами истории самостоятельные и являются авторским взглядом режиссера. Новый фильм, который Подгоевский представил публике на этой неделе «Яга, кошмар темного леса» — такое же воплощение фольклорного персонажа, как и в его предыдущей работе «Русалка». Яга здесь просто злобное явление, мистическое и ужасное.

В центре сюжета молодая семья, отец Алексей, мачеха Юлия, старший сын Егор и общий ребенок. Они перебираются на окраину городка с дурной славой, здесь регулярно пропадают дети. Так как оба родителя заняты, для присмотра за детьми они нанимают няню Татьяну, и та быстро входит в доверие родителей. Егор начинает подмечать за няней странности, а потом и вовсе сталкивается с необъяснимым. Обо всем он докладывает родителям, но те, как водится в подобных историях, ему не верят. Однако для всеобщего успокоения отец семейства ставит в доме камеры, что, в общем-то, следует делать независимо от того, подозреваете вы свою няню в ведьмостве или нет. Записи показывают, что все хорошо, и от этого Егору становится еще страшнее. В конце-концов однажды, вернувшись домой, Егор не обнаруживает ни няни, ни младенца, а отец и мать ведут себя крайне странно, будто бы и не

было у них никакого ребенка. Что удивительно, в городке дела обстоят подобным образом во всех семьях, где похищали детей, родители словно забывали о своем исчезнувшем потомстве.

Вот тут бы и закончить повествование, мол, что происходит? Взрослые сознательно избавляются от нежелательных младенцев, нанимая похитителей, или дело в мистике? Пусть зритель гадает. Но нет. Егор отправляется по следам няни и узнает, что та и есть самая настоящая Баба-Яга. Ведь перед нами классический ужастик, тут нет открытого финала. Впрочем, Святослав Подгоевский уже набил руку на фильмах ужасов и научился пугать зрителя. Пугать хорошо, внезапно и по канону. Основу по-прежнему составляют скриммеры, но есть и длинные тягучие кадры, страшные сами по себе, даже не смотря на то, что в них ничего особенного не происходит. Единственное, что пока не удается сделать Подгоевскому, это вплести в сюжет фольклор, настоящий. Сделать страшную сказку, коли уж взялся за Бабу-ягу. Но это так, придирка, а в остальном пока Святослав единственный, у кого получаются действительно страшные отечественные фильмы. Страшные, в хорошем смысле. «Яга, кошмар темного леса» в кино с 27 февраля.