ЭКСКЛЮЗИВ       Денис Кораблев       20.10.2020 10:00      

Седьмой перекресток

В гостях начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения Управления ГИБДД по Тюменской области Анжела Борисова

- Добрый день. Сегодня в очередной раз мы будем говорить о безопасности на дорогах, поскольку постепенно день становится короче, а ночь длиннее. И как раз о безопасности пешеходов в темное время суток мы сегодня поговорим с начальником отделения пропаганды безопасности дорожного движения Управления ГИБДД по Тюменской области Анжелой Борисовой. И первый вопрос, в сводках ГИБДД с началом осени все чаще появляются сообщения о пешеходах, погибших вечером или ночью. С чем это связано? Почему именно в ночное время чаще происходят подобные события?

Анжела Борисова – Связано это, конечно, с тем, что людей не видно на дорогах. Пешеходы всегда особенно незаметны где-то с середины сентября и до середины ноября. А потом, когда ляжет снег – пешеходы будут более заметны на дорогах. Но тем не менее опасность таких ДТП сохранится, особенно на загородных дорогах, где не предусмотрено освещение, где не так много пешеходных переходов. Особенно, учитывая тот факт, что люди не хотят идти по мокрым и грязным обочинам и начинают идти по проезжей части. И зачастую не навстречу движения, как необходимо по правилам дорожного движения, а по ходу движения транспорта. Ну и, конечно, они становятся для водителей невидимыми.

- То есть эта проблема проявляется только на загородных трассах или все-таки в самой Тюмени тоже возникают проблемы с незаметностью пешеходов?

Анжела Борисова – В Тюмени тоже такая проблема есть, несмотря на то, что есть освещение на большинстве магистралей. Но дело в том, что, например, когда идет дождь, дороги становятся мокрыми, и даже при наличии освещения проезжая часть бликует, и водителю сложно заметить человека, который идет в темной одежде с темной сумкой.

- В тех местах, где не работает освещение - это создает определенные проблемы на дорогах? Как вы работаете с этим? Могут ли водители или пешеходы позвонить вам и сказать, что нет освещения?

Анжела Борисова – С началом осени сотрудники ГИБДД обязательно проводят обследование освещения Тюмени. В населенных пунктах, городах, в районах Тюменской области - везде, где это освещение дорог предусмотрено. Смотрят, где конкретно нет освещения. Либо, например, не горит один, два или три фонаря. И обязательно по этому поводу составляются акты о недостатках в организации дорожного движения. И информация направляется либо в органы муниципальной власти, либо непосредственно организации, которая содержит эту дорогу.

- Ну а сами пешеходы могут обращаться к непосредственно вам в ГИБДД?

Анжела Борисова – Не просто могут. Они уже обращаются, и мы рады этим обращениям. Инспекторы дорожного надзора не могут физически всё контролировать, а благодаря подобным заявлениям мы можем быстрее принимать необходимые меры

- Что касается пешеходов. Как они могут себя обезопасить в сложных ситуациях типа плохого освещения или упомянутой ранее грязной обочине?

Анжела Борисова – Самое главное, это сделать себя заметными для водителей. Все же видят, кто у нас заметен на дорогах? Это сотрудники ГИБДД. У них белые цвета, световозвращающие полосы на форме. Это пример для всех, что нужно сделать, а именно – использовать такие же светоотражающие элементы. У нас их используют в основном дети. Но надо понимать, если у пешехода есть где-то на одежде брелок или значок с одной стороны, то не факт, что он сделает человека заметным. А если у него например на штанах будут какие то светоотражающие полоски, то естественно все водители поневоле его заметят.

- А может ли это быть телефон? Включить фонарик на нем и просто освещать себе путь, чтобы водители тебя заметили хотя бы за счёт этого? Если нет светоотражающей одежды?

Анжела Борисова  – Телефон не будет заметно издалека. Качественные светоотражающие элементы заметны на расстоянии до двухсот метров. Свет телефона, конечно, не даст такой заметности, но все равно это лучше, чем ничего.

- Важно понимать, чтобы водитель, заметивший пешехода на дороге успел среагировать и затормозить, если необходимо. Какие приспособления эффективнее всего? Что ему выбирать в магазине?

Анжела Борисова  –  В первую очередь ,это всё-таки одежда. Например, куртка, в которой человек ходит всю осень, или в которой ребенок постоянно ходит в школу. Почему именно одежда? Во первых, на одежде отражающих элементов может быть больше, чем где то на обуви, на сумках и так далее. И во-вторых, если есть на куртке светоотражающая кайма, то ее точно не забудешь дома. Другие варианты - это использование каких то аксессуаров типа светоотражающих полосок на сумках или рюкзаках. Ну и напоследок - это мелкие брелки. Естественно, размещать их на себе лучше в тех местах, где будут отражаться фары от проезжающего автомобиля. Если идешь по правой стороне дороги, то брелок должен висеть слева и т. д. Но самый идеальный вариант – это светоотражающий жилет. Надел его и спокойно идёшь куда тебе нужно, не задумываясь об освещении улицы. Кстати, по новым правилам дорожного движения каждый водитель машины должен иметь такой жилет. Чтобы в случае экстренной ситуации ночью он мог выйти из машины и был заметным на большом расстоянии

- А автолюбители с тонированными стеклами смогут видеть все эти светоотражающие элементы?

Анжела Борисова  –  Сами автолюбители, особенно молодые, уверены что это им не помешает. Студенты нашего Тюменского индустриального университета провели эксперимент на тонированных стеклах. Оказалось, что тонировка очень мешает и до 80 процентов снижает видимость пешехода в темной одежде на темной дороге. Показательно, что после этого эксперимента все студенты, принимавшие участие в эксперименте, растонировались. Ведь они понимают, что они могут попасть в ДТП и получить реальный срок тюрьмы.

- А есть ли какая-то ответственность конкретно у пешеходов. Вот водитель обязан носить светоотражающий жилет, а пешеход? Или это всё сугубо добровольно.

Анжела Борисова  –  В Российской Федерации предусмотрена административная ответственность для пешеходов на загородных дорогах вне населенных пунктов. За это штраф 500 рублей. А вот в населенных пунктах это только рекомендуемая мера. Мы считаем, что для школьников светоотражающие элементы должны быть обязательным. Жаль, что еще пока не все родители понимают. Мы стараемся мониторить такие ситуацию с помощью учителей, многие уже начинают заботиться о своей безопасности, но, к сожалению, это делают далеко не все.

Я напомню, что сегодня у нас в гостях была Анжела Борисова, начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения управления ГИБДД по тюменской области. Сегодня мы говорили о безопасности пешеходов в темное время суток. Друзья помните о том, что водители тоже люди и могут просто вас не заметить, поэтому максимально необходимо максимально обезопасить себя, особенно в темное время суток и особенно, если вы находитесь на трассе.