ЭКСКЛЮЗИВ       Денис Кораблев       16.01.2021 11:00      

Седьмой перекрёсток

Поговорим о национальном проекте безопасных и качественных автодорог.

- Здравствуйте. Мы продолжаем говорить про ремонт дорог и сегодня коснемся темы нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги". И сегодня у нас в гостях заместитель начальника Главного управления строительства Тюменской области Андрей Николаевич Чистяков.  И давайте сразу перейдем к теме, как этот национальный проект реализуется в Тюменской области и на каком этапе? Все ли идет по плану?

- Да, это очень важный проект. Касается он всех автомобильных дорог в Тюменской области. Их общая протяженность - более 11 тысяч километров. Основной задачей этого национального проекта является улучшение состояния автомобильных дорог, то есть приведение их в нормативное состояние. Есть определенные параметры, по которым дорога должна быть хорошей. Если не углубляться в технические детали, то это ровность, шероховатость, отсутствие выбоин и так далее. Мы ежегодно по этому проекту не менее 200 километров приводим в нормативное состояние. К 2024 году мы должны в границах области достигнуть 85 процентов нормативного состояния. А на региональных дорогах планируется 63 процента. Сейчас в агломерации у нас готово 82 процента, то есть осталось совсем немного. А в региональных дорогах у нас 62 процента, то есть еще меньше осталось. Для того, чтобы тот небольшой прирост сохранить и выйти к 2024 году на обозначенные показатели, нам приходится ремонтировать более 700 километров ежегодно. Стоит отметить, что мы не ограничиваемся исключительно приведением дорог в нормативное состояние. Мы еще занимались и строительством, и реконструкцией. И не только в городе Тюмени, но и строили путепроводы и дороги за пределами агломерации. Строили пешеходные переходы, приводили в нормативное состояние и тротуары. Поэтому национальный проект всячески поддерживаем, разделяем его цели и будем обязательно достигать показателей 

-  Какие мероприятия проводила ваша организация непосредственно по вопросам безопасности дорожного движения?

Это второй основной показатель, на который обращается внимание в национальном проекте. Без этого никак нельзя. Нельзя построить дороги так, чтобы люди страдали в ДТП и, не дай бог, погибали. Поэтому делается многое для того, чтобы сделать дороги безопасными. Это и установка временного ограждения, это и разделение встречных транспортных потоков, это и отделение пешеходов от транспорта, чтобы можно было перейти дорогу и дойти до остановки. Каждый аварийно-опасный участок разбирается в отдельности. У каждого своя причина - где-то это случайное ДТП по причине человеческого фактора. Где-то это системное нарушение скоростного режима. Выявлена ограниченная видимость, и нужно не только деревья подрезать, для того чтобы увеличить видимость, но и какие-то осветительные приборы нужно поставить. Много работ, связанных с управлением спорными объектами, со схемами организации дорожного движения. То есть запрет левых поворотов, выделение транспортных потоков высокой интенсивности в отдельные русла. Это и выделенные линии для общественного транспорта, которые также влияют на безопасность. Кажется, вроде, несвязанные вещи вроде бы, и, тем не менее, выделенные линии для автобусов позволяют увеличить пассажиропоток. Это сокращает количество транспорта на улицах, и, соответственно, и риск возникновения ДТП также снизился.

- Вот по этому поводу, кстати, сразу возникает вопрос. Город Тюмень очень активно ведет строительство всевозможных развязок дорог, что, в конечном итоге, приводит к росту числа автомобилей. То есть сегодня расширили дорогу на одну полосу, а завтра этого уже точно не будет хватать, потому что люди видят, что становится удобно и комфортно ездить на автомобилях - значит пойду куплю себе машину. Также это создает очень большие сложности для тех же пешеходов. Особенно много споров по поводу новой транспортной развязки на пересечении 30 лет Победы и Мельникайте, где, по сути, прервался пешеходный поток. Если раньше пешеходы напрямую шли, то теперь там какие-то мостики появились, переходы, преграды. Вот в этом вопросе чем вы руководствуетесь. Что важнее - пешеход или автомобиль?

Очень важную проблему вы подняли, и тут коротко не ответишь, однако я постараюсь. Мы очень четко понимаем, что просто строя дополнительные дороги, развязки и мосты, мы с транспортом в Тюмени не управимся. Вы можете вспомнить несколько лет назад, когда у нас не было выделенных линий для автобусов, и не было концепции парковочного пространства. И вот эти комбинации сочетания приоритета общественного транспорта, какие-то запретительные меры и повышение стоимости при использования личного транспорта понемногу, мне кажется, притормаживают повальную автомобилизацию. Люди всегда будут стремиться к личному комфорту, чтобы ехать не среди незнакомых людей в условном автобусе, а в своем уютном автомобиле. В корне изменить эту ситуацию довольно сложно, ибо не в наших силах изменить человеческие привычки. Но минимизировать увеличение транспорта, пожалуй, все-таки можно.

- Будем надеяться на это. Давайте перейдем к теме колейности. Вот вы говорите, что колея на дороге - это довольно опасное явление. Может ли, допустим, какой-нибудь водитель или просто общественник, увидев, что образовалась колея, позвонить вам сказать - ребята, тут колея. И вы, бросив все ваши планы, примчитесь и, как минимум, хотя бы, просто зальете асфальтом эту колею. Есть ли у вас резерв для экстренного ремонта дороги?

Мы всегда знаем абсолютно точно, где есть колея. За всем следим, но это не исключает, что любой человек не может обратиться и сказать о том, что он видит, абсолютно в любой момент. Можно позвонить в диспетчерскую, общественные организации, тому, кто занимается содержанием, владельцу дорог. В конце концов, мне в приемную можно позвонить и сказать, что я вижу какие-то вещи, вы их, пожалуйста, учтите при ремонте. Что касается наших действий. У нас есть специальный куратор, кто закреплен за участками автомобильных дорог, который регулярно бывает на своем объекте. Он производит приемку содержания автомобильных дорог. Именно это является базой и основой нашего знания.  И потом мы можем собрать бригаду и срочно выехать отремонтировать, либо назначить плановый ремонт, если нужно перекрыть дорогу.

- Как раз насчет экстренных ситуаций. Пару лет назад у нас образовался на улице Харьковской огромный провал несколько метров в диаметре. Почему такое происходит, в чем причина?

Один ответ, который могу дать - тепловые сети. Они бывают разные - и большие, и маленькие. Самая страшная ситуация, это когда прорывает сеть больше двух с половиной метров в диаметре, напор существенный. Там тонны воды протекают за секунду буквально. И, естественно, там несколько сотен килограмм земли при прорыве трубы просто в секунду улетают в эту же трубу. Предсказать такие аварийные порывы невозможно и приходится на это реагировать.

- А кто в этой ситуации платят за ремонт дорожного полотна? Не может же они муниципалитет взять деньги у другого муниципалитета. Или как?

Безусловно, у каждой сети коммуникации есть владелец. Они, конечно, бывают муниципальные, но в основном они все находятся в руках частных организаций, и они потом оплачивают ремонт дороги. Более того, они сами обязаны это сделать, устранить аварию на своей сети и потом восстановить дорожное покрытие. Разумеется, под нашим контролем, ведь они же не специалисты в этой части. 

- Давайте еще один вопрос, связанный уже с частными дорогами. Я помню этот участок улицы Энергетиков от Пермякова к Воровского. И, насколько я знаю, там две дороги шли с двух сторон, но они не смыкались. Там какое-то просто дикое поле находилось. Потом местные предприниматели, по слухам, решили сделать сквозной проезд. Это была такая своеобразная частная дорога. Это так на самом деле, Энергетиков была построена частными владельцами? Бывают ли какие-то частные инициативы строительства дорог?

Я, честно говоря, вот конкретный пример про улицу Энергетиков не прокомментирую. Что касается частных дорог, то да, они есть. Как складывается, вообще, ситуация с дорогами. Есть проекты планировки территории, есть генеральный план застройки. На этих документах обозначено, где должны быть дороги, когда застройщик туда приходит. У нас сейчас застройка ведется кварталами. Значит, приходит застройщик крупный, и он говорит - я строю дома и плюс квартальные дороги. Мы, понимая, что нагрузка ложится на подъездные дороги к этому кварталу и, соответственно, планируем реконструкцию или дальнейшее устройство каких-то больших дорог. И, построив дороги, они становятся владельцами, и они должны за ними следить. И дальше два варианта - либо эти дороги после строительства передаются муниципалитету, и в дальнейшем бремя по содержанию и последующему ремонту несет за это администрация. Либо они понимают, что до конца существования этой дороги они несут за нее ответственность, за эту дорогу, и сами ее ремонтируют и содержат. Разумеется, под нашим контролем.

- А можно сделать такой вариант? Собрались жители какого-нибудь кооператива и приняли решение: нужно построить дорогу или расширить уже имеющуюся. Сами они построить ее не могут, но могут ли они прийти к вам и попросить ее построить?

На все есть документы территориального планирования. Если дорога там обозначена, то она должна быть. Может, мы просто еще не успели ее построить, потому что у нас очередность не дошла или приоритет пока другой. И рано или поздно мы туда обязательно придем и дорогу построим. А инициативу, конечно, могут обозначить, и мы все выслушаем.

- А если, например, не было в плане дорог, а жителям она нужна. Они могут прийти к вам и попросить построить, а вы взяли и построили?

Такое случается крайне редко, т. к. мы всегда планируем наперед и четко понимаем, где живут люди и как у них ситуация с дорогами. Вообще, планирование по строительству немножко сложнее происходит, потому что подготовка каждого объекта может длиться пять лет или даже больше. Сначала мы проектную документацию разрабатываем, потом нужно изъять земельные участки и перенести коммуникации. И только после этого можно выйти с каким-то понятным для людей строительством дороги. Поэтому каждая новая развязка в течение пяти лет сначала готовится, а только потом в течение года, а иногда и быстрее строится. Сейчас из планов, которые находятся в разработке, это реконструкция обхода города Тюмени, южной его части от Мельникайте и до Ямской. Это и второй обход. Мы замкнули обход города Тюмени в районе ТЭЦ-2, построили последнюю развязку и именно оттуда начнется второе кольцо. Общая протяженность составит порядка 20 километров. В составе и мосты и развязки. 

- Звучит многообещающе. Я напомню, что сегодня у нас в гостях был заместитель начальника Главного управления строительства Тюменской области Андрей Николаевич Чистяков. Я думаю, мы еще обязательно встретимся. Вопросов осталось много, особенно позагородным трассам и организации движения в малых населенных пунктах. Но об этом в другой раз. Вам большое спасибо, что пришли.